АРХИВ СТАТЕЙ

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта


   6 июня 2018 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялось первое заседание Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта. Со словом к собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

 

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта

 

   Сердечно приветствую всех участников первого заседания Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта. К сожалению, мы не могли провести его ранее по многим причинам, в том числе в связи с размышлениями относительно руководства Комиссии. Но, поскольку все вопросы разрешены и будут представлены на ваше усмотрение, мы и проводим сегодня наше первое заседание.

   Хотел бы предварительно сказать несколько слов. Во-первых, отклик на решение Церкви создать такую Комиссию был очень и очень положительным. В средствах массовой информации, в спортивном сообществе, среди наших прихожан, которые интересуются спортом, а таких сейчас очень много, инициатива создания Комиссии нашла поддержку и понимание.

   Комиссия создается практически с чистого листа, хотя на протяжении нескольких лет мы в этот чистый лист вписывали некоторые инициативы, которые, несомненно, помогут нам в организации работы Комиссии. В частности, в рамках Рождественских чтений действовала секция «Православие и спорт», известны примеры участия Церкви в организации спортивных мероприятий на приходском, епархиальном и общецерковном уровнях. Например, мне неоднократно доводилось принимать участие в открытии на Красной площади турниров по русскому хоккею, и эти турниры стали событием в спортивной жизни. На протяжении ряда лет наши священники в составе Олимпийской сборной выезжают на олимпиады. Долгие годы это послушание нес протоиерей Николай Соколов, сейчас ему помогает протоиерей Андрей Алексеев.

   До определенного момента церковно-спортивная повестка относилась к ведению Патриаршего совета по культуре, но пришло время упорядочить наши усилия путем создания специализированного церковного органа. Это является естественным развитием наших инициатив в области спорта.

   Тем не менее, лист, на котором писалась история современных отношений Русской Православной Церкви и спорта, во многом остается незаполненным. Потому что систематическая работа Церкви со спортивным сообществом, к сожалению, налажена не была. Конечно, эпизодические случаи имели определенное значение, и, может быть, положительные результаты участия представителей Церкви привели к мысли о необходимости создать систему постоянного взаимодействия Русской Православной Церкви со спортивным сообществом.

   Теперь несколько слов о предстоящих задачах служения в спортивной сфере. Мы не создаем церковное министерство по делам спорта со всеми вытекающими из этого последствиями; никакая бюрократическая система не создается. Деятельность Комиссии не может быть заорганизована, забота о спортсменах и развитии спорта не должна превращаться в сухую канцелярщину и отчетность. Мы не должны свою работу со спортом и спортсменами, то есть с миром социально активных людей, превращать в некую чиновничью программу. Церковь, приходя к спортсменам, должна сохранять свое основное призвание — свидетельствовать о правде, помогать людям в их духовной жизни, служить делу спасения человеческих душ.

   Воцерковление спорта — это пастырская задача, и поэтому Церковь призвана к ее несению самим Христом. Мы не должны формулировать некое богословие спорта, спорт не является вызовом христианскому богословию. Вызовом является потребность говорить с людьми из мира спорта на понятном языке.

   Мы знаем, что некоторое время в определенных церковных кругах сохранялось очень сдержанное отношение к спорту. Оно уходит своими корнями к позиции Церкви по отношению к спорту в Римской империи. Мы знаем, что спорт в Римской империи был очень жестоким, ристалища, на которых выступали всадники, воины, часто заканчивались человеческими жертвами. Именно поэтому святой Иоанн Златоуст осуждал участие в ристалищах. На этом основании некоторые утверждали, что Церковь вообще против спорта, но это вовсе не так! Церковь против такого спорта, который ради удовлетворения страстей жертвует человеческими жизнями. Такой спорт Церковь не принимает, и Церковь всегда выступает против любых соревнований, для которых в первую очередь значима зрелищность, могущая привести к человеческим жертвам. Спорт — это средство возвышения как физической, так и духовной культуры человека. Это средство совершенствования человеческой личности. Как средство совершенствования человеческой личности спорт не только может, но и должен быть инструментом Церкви в деле работы с человеческими душами.

   Забота о теле является важной духовной задачей, потому что тело, по учению Церкви, является храмом живущего в нем Духа Святого (1 Кор. 6:19). Это не просто физическая субстанция. Отсутствие заботы о теле приводит к недугам, а при стечении определенных обстоятельств — и к смерти. Поэтому сознательное пренебрежение физическим здоровьем, причем экстремальное, могущее привести к гибели человека, Церковь рассматривает как одну из форм самоубийства. Другими словами, забота о человеческом теле является Богом благословленной деятельностью Церкви и христиан — членов Церкви.

   Я уже сказал, что во времена святых отцов, ввиду жестокости соревнований, Церковь сформировала свое негативное отношение к тогдашнему спорту. Но, конечно, мир за эти столетия изменился. Ныне подавляющее большинство спортсменов России выросли в православном культурном контексте, многие воспитаны в вере. Но бездействие со стороны Церкви приводит к тому, что пропаганда здорового образа жизни и физической активности нередко ведет к возрождению языческого отношения к человеческому телу.

   Когда мы стали получать информацию о том, что среди спортсменов становятся популярными языческие воззрения, мы вначале отнеслись к этому как к некой странности, как к исключению из правил. Но после того как был собран большой объем информации, мы поняли, что и в спортивной среде, и в среде военнослужащих, особенно тех, кто задействован в специальных операциях с риском для жизни, становятся популярными идеи, проистекающие из языческого отношения к человеку. На это нельзя смотреть с безразличием, потому что и спортсмены, и защитники Отечества, особенно те, кто участвует в опасных для жизни военных операциях, нуждаются в духовной поддержке. Если же они будут мотивировать себя языческим мировоззрением, ничего хорошего из этого не выйдет. Потому что, даже участвуя в самых опасных военных операциях, человек никогда не должен терять собственное человеческое измерение. Человек не может превращаться в зверя, — этим православный воин всегда отличался от воина языческого.

   Может быть, ввиду того, что у Церкви было в свое время критическое отношение к определенным видам спорта, многие православные люди до сих пор уделяют недостаточное внимание физической культуре. К сожалению, многие своим безразличием поддерживают ложный образ православного верующего как человека физически слабого, безвольного. Якобы православный человек не может постоять за себя, не может защитить родных, семью, друзей. Это совершенная неправда, направленная на подрыв авторитета христианского мировоззрения, на вытеснение Церкви из мира спорта. Нам иногда приходится вести дискуссии, в том числе с представителями спорта, и мысль о том, что христианство не способствует развитию физической культуры, прикровенно, а иногда открыто в таких беседах проговаривается, — это тоже является опасным сигналом. Мы не можем отдавать пространство спорта на откуп людям, враждебным христианству.

   Любое физическое развитие порождает особые искушения, дает возможность силой навязывать свою волю окружающим, превозноситься над ними. Здесь же можно упомянуть проблему допинга, употребление которого мотивировано не только стремлением к победе любой ценой, но и гордыней, желанием искусственно добиться сверхчеловеческих возможностей. Конечно, подобное проистекает от неправильного душевного и духовного состояния, — нельзя стремиться к сверхчеловеческим результатам средствами, которые могут нанести непоправимый ущерб здоровью и даже жизни.

   Феномен спорта заключается в том, что человек преодолевает свои возможности путем ограничений и длительных тренировок, достигает новых, невиданных результатов, добивается новых возможностей своего тела. В каком-то смысле путь спортсмена очень близок к пути аскета, ведь и в христианской аскетике есть самоограничение, напряжение воли для достижения конкретной цели. Без волевых усилий, без самоограничения не может быть никаких достижений в области спорта, как и в духовной жизни не может быть успехов без самоограничения и без подвига. Именно здесь и закладывается основа очень глубокого взаимодействия Церкви, христианского мировоззрения со спортом.

   Мы знаем: чем выше подвиг, тем сильнее искушения. Устоять, не поддавшись гордости или иной страсти, — задача непосильная, и здесь требуется помощь Божия. Поэтому мы должны быть рядом, духовно помогая спортсмену. Священник призван помогать спортсмену находить смыслы в своем делании — не разрушать мотивацию на сверхусилие, победу, а придавать ей правильный смысл. Потому что и победа может оборачиваться духовным соблазном, приводить к гордости, тщеславию, превозношению над другими. В этом смысле успех в спорте должен сопровождаться духовной работой человека над самим собой. Есть замечательные спортсмены, — смотришь на лицо и понимаешь, какой это светлый человек. А на кого-то смотришь и думаешь, как же его погубили слава и тщеславие. И если проанализировать успехи спортсменов и их биографии, легко убедиться: там, где слава и тщеславие были на первом месте, жизненный путь всегда оборачивался неудачей. Пока стоит на пьедестале — всё в порядке, а потом перестает заниматься спортом, внутренние амбиции начинают мучить, разрывать, а духовной силы управлять собою нет. Поэтому духовная аскеза, в правильном смысле этого слова, должна непременно сопровождать спортсмена, особенно того, кто добивается выдающихся достижений. Он всегда должен оставаться человеком, потому что его роль очень велика с точки зрения формирования положительного отношения к спорту, укрепления патриотических чувств наших людей. Как мы все реагируем на победу наших спортсменов на Олимпийских играх, на иных крупных соревнованиях? Помню, что происходило, когда наши хоккеисты выиграли на Олимпиаде, какой подъем патриотических чувств это вызвало. Поэтому спортивные результаты, несомненно, имеют духовные последствия как для самих спортсменов, так и для всех тех, кто за них болеет.

   Полагаю, что требует методического изложения также опыт организации приходских секций и соревнований. Очень важно, чтобы на уровне наших приходов развивалась спортивная инициатива. Это очень привлекает молодых людей, особенно мальчиков, к участию в приходской жизни, но кроме того, это помогает детям, занимающимся спортом, сформировать правильное отношение к физической культуре, с тем чтобы избежать проблем, о которых я сказал выше.

   Мне кажется, развитие спорта на приходском и епархиальном уровнях тоже должно стать частью повестки дня Комиссии, поскольку зачастую именно церковные клубы восполняют пробелы в развитии массового спорта в стране. Полезно описать методическую сторону организации такой работы, в том числе спортивных турниров, выстраивания работы со спортивными чиновниками. Это тоже одна из наших задач. Думаю, все это станет серьезной помощью как создающему секцию и проводящему турнир священнику, так и архиерею, которому будут ясны задачи, которые он должен перед собой поставить в сфере отношений со спортивным сообществом.

   Полагаю, что в рамках сегодняшнего заседания мы можем обсудить затронутые вопросы, и я очень надеюсь на ваше активное участие.

   В заключение скажу, что в моей жизни физическая культура занимает определенное место. Не представляю, как я бы справлялся с нагрузками, если бы не было опыта занятий физкультурой и спортом. Я каждый день занимаюсь спортивными упражнениями. И поэтому должен сказать, что это очень помогает, держит тебя в тонусе и формирует волевые качества. Поэтому всем рекомендую, батюшкам особенно, включая наших архипастырей, начинать с чего-то такого, что не навредит здоровью.


   Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси


   Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5215803.html

О повиновении в браке


О повиновении в браке


   Автор: Митрополит Лимасольский Афанасий

   Перевод с болгарского Станка Косова

 

   Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие (1Пет. 3, 1–2).


   В Писании часто говорится, что жены должны повиноваться своим мужьям. При сотворении человека Бог создал жену в качестве помощницы мужу, а потом, после падения, жена стала покоряться мужу, потому что первой нарушила заповедь Божию и увлекла за собой Адама. Бог подчиняет жену мужу, и муж уже имеет власть над ней (ср. Быт. 3, 16). В Новом Завете тоже есть известная формула учения о том, что жены должны повиноваться своим мужьям. А мы говорим, что между полами существует равенство. Как же это согласуется со словами святого апостола Петра? А разве сейчас не так говорят?

   Во-первых, в Священном Писании святой апостол Павел говорит, что нет ни мужеского пола, ни женского (ср. Гал. 3, 28). Нет разницы ни между мужчиной и женщиной, ни между варваром и эллином, ни между рабом и свободным, но все мы одинаковы пред Христом. А значит, мы будем исходить из этой основы.

   Есть человек, т.е. мужчина и женщина. Бог сотворил человека, создал Адама, а потом Еву. У них была общая цель – связь с Богом, и Ева содействовала их общему приведению к Небесному Отцу, Богу. Из Ветхого Завета, где женщина действительно стояла ниже мужчины, мы, поскольку закон Моисеев был переходным этапом, переходим в период Нового Завета, период благодати, где больше нет разницы между мужчиной и женщиной: мы все одинаковы пред Богом, и у нас есть общая цель – спасение и связь с Богом.

   Святой апостол Петр называет и причину, по которой надо повиноваться мужьям: не потому, чтобы вы были более слабыми или какими-то не такими, а чтобы мужья через поведение своих жен приобретаемы были без увещания, только видя ваше чистое, богобоязненное житие, т.е. чтобы ты без особой проповеди приобретала своего мужа. Когда жена дает мужу то, в чем он нуждается как муж, и муж дает жене то, в чем она нуждается как жена, тогда они взаимно приобретают друг друга, не властвуя над своей половинкой.

   Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах (1Пет. 3, 7). Апостол говорит это мужьям, потому что они, видимо, были недотёпами, не понимали, что значит жить с женой, и апостол подчеркивает здесь, какое это великое искусство – жить с женой.

   Смейтесь, сколько хотите, мне это не мешает! У кого есть возражения, я готов их выслушать!

   Оказывайте честь женскому полу. Видите, что говорит святой апостол Петр? Оказывайте честь – вот что важно, поскольку он не сказал чего-то еще, например, чтобы муж покупал ей платья или водил по салонам красоты, а именно это.

   Посмотрите, равенство, конечно же, существует, и именно Христос внес это равенство между полами и покончил с незавидным положением женщины, которая в Римской империи считалась вещью и принижалась даже греческой философией. Евангелие приходит и возвышает женщину, и нет больше ни мужского, ни женского пола. Все мы делаемся одинаковыми пред Богом, но без того, чтобы исчезало своеобразие полов, т.е. мужчина остается мужчиной, и женщина – женщиной, каждый сохраняет своеобразие своего пола и свою психосоматическую индивидуальность.

   Потому что, как ни крути, мужчина думает, живет и действует по-своему, у него одна психология и один эмоциональный мир, и другие они у женщины. Ни женщина не может стать мужчиной, ни мужчина женщиной. Не получится этого. Их душевность не может быть изменена. И Церкви хорошо было бы хоть иногда быть построже в некоторых вопросах, касающихся прежде всего женщин, это так, и именно для того, чтобы удержать женщину в положенных ей рамках, чтобы она функционировала как женщина во всех ипостасях своего существования, а также чтобы психосоматическое единение между мужчиной и женщиной происходило в должных границах и на должных уровнях.

   Сильные травмы в браке начинают появляться из-за того, что мужчина не может понять, как думает женщина. С этим у нас самая большая проблема, потому что мужчины мыслят грубо. Ум у них здесь не работает – мы такие, такими мы созданы, и не Бог тому виной, просто мы грубые.

   Мужчина не может даже заподозрить, с какой нежностью должен относиться к супруге, заботиться о ней. И в действительности проблемы в семьях начинаются именно с этого. Муж не знает, как себя вести с женой. Когда хочет завоевать ее, он делается мягким, как коврик, готов, чтобы она топтала его, делается сладким, как мед, и говорит только сладкие слова. Но это продолжается самое большее до свадьбы. А когда они поженятся, этому приходит конец, и все любезности отбрасываются, как ненужный хлам!

   Он говорит:

   – Ну что мы теперь, станем говорить о таких вещах? Мы же с тобой столько раз об этом говорили! Сколько тебе еще говорить об этом? Давай будем серьезными! Мы же с тобой уже давно стали взрослыми, нарожали детей, я работаю целыми днями, возвращаюсь домой разбитый, неужели у меня появится желание хвалить тебя, что ты помыла пол, приготовила торт, сделала новую прическу?

   Он не говорит ей ничего такого. Ну ладно, не говорит – так не говорит, но только после этого жди последствий. Он заплатит за свое молчание! Причем дорого. Начнется роптание из-за одного, из-за другого, и даже по мелочам жена будет говорить:

   – Ты меня не понимаешь! Я кто тебе: рабыня, слуга? Меня никто не понимает!

   И всё это будет повторяться без конца, как кассета, которую заело на одном месте. Ну, скажи ты жене пару добрых слов, похвали ее, окажи честь, говорит святой апостол Петр.

   Просто диву даешься апостолам, отцам и подвижникам Церкви: какое знание человека у них было! Ну ладно, святой апостол Петр был женат, может, у него имелся опыт, но ведь святой апостол Павел женатым не был. Или подвижники, которые десятилетиями, может, вообще не видели женщин, а в своих творениях с такой ясностью и точностью писали об этих вещах.

   Итак, надо сказать себе: «Ну что, дитя мое, ты не знаешь, как вести себя с женой? А тебе не приходит на ум, что надо бы сказать ей такие-то слова, чтобы всё было хорошо? Что надо быть нежным, оказывать жене честь, то есть хвалить ее, обращаться с ней ласково, говорить одобрительные слова, замечать, что она для тебя делает, сказать, что еда вкусная?» Например, сказать ей, что варенье, которое она приготовила, отличное, и никогда не хвалить при ней свою маму, сестру, секретаршу, если они у тебя есть, или же соседку. Это всё очень важно. Мы шутим, конечно, но это именно так.

   А почему жены должны повиноваться своим мужьям? Потому что муж нуждается в том, чтобы супруга его поддерживала. И ему многого не надо. Конечно, муж не из тех, кого легко растрогать, он не очень-то поддается, но все-таки чего он хочет от своей жены? Супруг хочет поддержки, и именно это его утешает. То есть жена должна утешать мужа. А что значит утешать? Это как когда садишься на хороший диван, на хорошую постель – и отдыхаешь, расслабляешься, и говоришь: «Как хорошо! Наконец-то я отдохну», – вот такой должна быть супруга для своего мужа.

   Когда муж приходит домой и говорит жене: «Знаешь, я сегодня сделал то-то и то-то!» – жена никогда не должна подвергать это сомнению. С той минуты, как ты подвергнешь это сомнению, ты словно выплескиваешь ведро воды в огонь, который должна разжечь, чтобы согреться. И если усомнишься в нем и отреагируешь так: «Ну, что же ты наделал? И все-то тебя обкрадывают, дурят, смеются над тобой, никто всерьез тебя не воспринимает! Ты безвольный, слабый, не умеешь делать покупок, не умеешь распоряжаться деньгами!» – то у тебя с мужем всё будет покончено. Он сникнет и ничего больше говорить тебе не будет. Вернется домой, спросишь: «Как дела?» – «Хорошо», – ответит, и ничего больше.

   Так что муж ждет поддержки от своей супруги.

   Ты точно так же приобретешь мужа, если будешь ему повиноваться, не становясь, конечно же, ему рабыней. У мужа имеется честолюбие. Если скажет тебе:

   – Давай свожу тебя на прогулку по Афинам!

   А ты ответишь:

   – Пресвятая Богородице! Да мы же позавчера только были в Афинах! Сколько мы будем туда ездить? Я же говорила тебе, что не хочу туда!

   Если откажешь ему и не покоришься, а начнешь всё это ему выговаривать, он больше никуда тебя не поведет. Скажет:

   – Ну и сиди тогда взаперти! – или: – Делай что хочешь!

   Если не что-нибудь похуже. Другое дело, если скажет тебе что-нибудь, а ты ответишь: «Хорошо, с удовольствием!» Например, он говорит: «Мне захотелось поесть того-то!» – а жена отвечает: – «С удовольствием приготовлю тебе это!» Или даже не ответит, а молча приготовит, тогда, поскольку у него имеется честолюбие, жена с легкостью сможет делать с мужем всё, что захочет. Это как если бы у тебя был слон, ты привязываешь его за веревочку и ведешь, куда хочешь.

   Надо знать, как вести себя с другим человеком. Муж должен знать, как вести себя с женой, так же как и жена с мужем. В этом великое искусство супружества. Кто ему научился, кто нашел себя, кто отринул свой эгоизм и научился вести себя с другим человеком, тот многое приобрел и красиво проживет свою супружескую жизнь, он будет утешаться духовно и, по словам святого апостола Петра, не будет иметь преткновения в молитвах. То есть благодать Божия будет обитать в его сердце, и ему нетрудно будет молиться.

   Часто женщины приходят к нам и говорят:

   – Мне очень тяжело из-за того, что муж не ходит в церковь! – или: – Он неверующий! – или: – Он ругается со мной. Что ему сказать, чтобы пришел в церковь?

   Что ему сказать? Да ничего не надо ему говорить, ты сама своим поведением покажи ему, что церковь тебе помогает, что в церкви ты сделалась хорошей супругой, что утешаешь его, уважаешь, чтишь, ценишь, признаешь, вдохновляешь. Ты должна окрылять своего мужа. Когда он маленький, он ждет, что мать будет окрылять его, а сразу после нее ждет того же от жены. Это так, так функционирует психология мужчины. Если сделаешь это, то не надо будет читать ему проповедей. Он постепенно сам придет, полюбит церковь и воцерковится.

   Я видел много случаев, когда муж не ходил в церковь, но говорил:

   – Моя жена ходит в церковь, исповедуется и стала очень хорошей матерью, хозяйкой. Она такая хорошая.

   И видишь, что он этому радуется и хвастает перед другими. А когда ходишь в церковь, но остаешься язвительной, капризной, злобной, гневной, никто с тобой поговорить не может, ты никому не оказываешь снисхождения, ни во что не ставишь мужа, – тогда он же не сумасшедший, чтобы прийти в церковь! Не придет он. И скажет тебе:

   – А что ты поняла из того, что стала ходить в церковь? Ты же стала еще хуже, чем была!

   Сколько таких случаев было! Или же бывают женщины среднего возраста, которые во имя Церкви совершают трагические ошибки. Муж говорит ей:

   – Поедем на экскурсию!

   А она отвечает:

   – Сначала спрошу у своего духовника!

   Ну, не заслуживает ли она того, чтобы духовник задал ей трепку, образно говоря, Бога ради? Разве можно такое говорить своему мужу?

   Или он тебе говорит:

   – У тебя есть деньги в банке, дай мне три тысячи лир!

   А ты говоришь:

   – Подожди, спрошу у духовника, тогда скажу!

   Так нельзя. Ты не можешь так разговаривать с ним. Ответь ему нормально и, если есть серьезная причина, посоветуйся с духовником. Но изволь правильно относиться к своему мужу.

   Или он просит оказать ему какую-нибудь услугу – сделай это, утешь его, не ищи религиозных поводов, чтобы сделать, как хочешь ты, тогда как Церковь ничего подобного не говорит. Знаете, люди часто создают огромные проблемы в браке, прикрываясь Церковью. Даже в супружеских отношениях жена часто, не желая почему-либо иметь связь с мужем, выдвигает тысячи причин:

   – Нет, сейчас праздник! Я буду причащаться! Я пощусь! Я буду месить просфоры! Я буду проходить мимо храма!

   Тысячи причин. Ну, разве это не естественно, если муж вознегодует и отвернется от Церкви? Церковь не говорит ничего подобного, ты всё это выдумала. Со своей точки зрения, может, ты и права, но по правилам супружеской жизни – ты не имеешь права так поступать.

   То же самое касается мужа. Ты не можешь пренебрегать супругой под предлогом благочестия. Ты не можешь не уделять жене внимания из-за того, что якобы занимаешься Церковью, духовными делами. То есть прийти домой и сказать супруге:

   – Знаешь, мы дома не будем разговаривать, чтобы не празднословить!

   Вы знаете, что такое «празднословить»? Не говорить лишних слов и сидеть молча. Если бы ты был подвижник, монах – хорошо, делай это. Но ты у себя дома, и если сделаешь это, потеряешь жену.

   Или муж говорит:

   – Я не хвалю свою жену, чтобы она не возгордилась!

   Ну, не хвали ее, тогда сосед ее похвалит, и у тебя будут проблемы. А ты не догадываешься, что ее надо ободрять? Если не похвалишь супругу, как ты ее приобретешь? И как ты вообще мог сказать такое, что будто бы ее охватит гордыня?

   Такие поступки говорят о духовной неуравновешенности, создают огромные проблемы, и это вообще не в духе Христа и Церкви.

   Когда мы говорим, чтобы жена покорялась мужу, это должно происходить так, как Христос покорился Своему Отцу: Он покорился не из-за того, что Отец выше Сына, а из любви. Чтобы приобрести другого, я из любви покоряюсь ему.

   Когда хочу приобрести кого-нибудь, и он мне говорит:

   – Ты не дашь мне ручку? – я отвечаю:

   – С радостью, возьми! Я тебе целых две дам!

   Потому что хочу стяжать его любовь, а не потому, будто я его раб. Или он говорит мне:

   – Ты не окажешь мне одну услугу?

   – Конечно, с удовольствием!

   Одно дело сказать: «Ну хорошо, окажу, но только сначала подумаю», – и другое: «С радостью! С удовольствием!» Это совсем другое дело. Это и есть то повиновение, о котором говорит апостол.

 

   Источник: http://pravoslavie.ru/112702.html

Андрей Конанос: Хлеб и вино претворятся в Тело и Кровь, каким бы грешником ни был священник


   Игумен Нектарий (Морозов) об отказе от священства и от монашества архимандрита Андрея (Конаноса), ярчайшего православного публициста, писателя и проповедника современности: «В настоящем случае постановка вопроса другая: может ли монах и пастырь оставить предстояние перед престолом, совершение Евхаристии и монашество и говорить об этом как о некоем движении вперед? <…> Андрей нанес своим уходом и обоснованием этого ухода удар Церкви, удар, стоящий в ряду других подобных, не первый и не последний, но особенно сильный. И хочется промолчать — потому что больно и на самом деле страшно. Но я уверен, что нельзя. И я обязательно хочу сказать: нет, это не «конец одного пути» и не «начало другого». Не «возможность продолжать то же служение, но с большей честностью». Это беда, о которой скорбят Ангелы Божии, радующиеся покаянию падшего. И созерцая которую торжествует враг» (https://www.pravmir.ru/ne-oshibka-ili-tragediya-a-nachalo-novogo-puti-igumen-nektarij-morozov-ob-otkaze-ot-svyashhenstva-i-monashestva/).


   Священник Валерий Духанин об отказе от священства и от монашества архимандрита Андрея (Конаноса): «Когда-то ради сохранения священного сана жертвовали жизнью. Шли на расстрел, по суду «тройки» становились к стенке. Верность Священству простиралась до полного самозабвения, до отказа от своего душевного или телесного комфорта. И разрезающий воздух свинец, беспощадно вонзаясь в плоть священнослужителя, не мог убить в нем его бессмертного духа. Верность Церкви возводила на эшафот, но и при этом от священного сана не отказывались. Затравленные пытками, голодом, всевозможными потрясениями, истощенные и обескровленные, потерявшие приходы и лишенные монастырей, они остались верны Таинству Священства, служили даже в тюрьмах и лагерях, исповедовали и причащали Святых Таин там, где никто не мог и помыслить. За это и умирали. Их страдания стали проповедью – не словами, а жизнью. И эта проповедь – немой упрек нам, привыкшим рассуждать о христианстве легко и весело. Верность – слово забытое, попранное и осмеянное. <…> Поступок Андрея (Конаноса) – это огромный урок всем нам» (https://pravoslavie.ru/133659.html).


Андрей Конанос: Хлеб и вино претворятся в Тело и Кровь, каким бы грешником ни был священник

 

  Автор: Андрей Конанос | 5 мая 2018 г., во время написания статьи он был ещё архимандритом. Повод задуматься.

   Перевод Елизаветы Терентьевой для портала «Православие и мир»

 

Мы поставили свечку, но горит ли огонек в нашем сердце

   Приходя в храм, мы зажигаем свечи. Свечи напоминают нам о факелах, которыми первые христиане освещали свои катакомбы. В первые годы христиане собирались в катакомбах, и факелы указывали путь к тому месту, где происходило молитвенное собрание. Найти это место было нелегко, оно специально выбиралось так, чтобы туда не смогли добраться язычники, а христиане ориентировались по факелам. Теперь вместо факелов у нас свечи.

   Мне нравится, как об этом говорит старец Паисий: «Мы отдаем Богу последнее, что имеем, – свечу. И Бог принимает ее как нашу жертву». Почему свеча – это последнее, что мы имеем? Потому что она делается из воска, который в свою очередь получается из пчелиных сот. Мы берем себе то, что полезно – мед, а воск, непригодный для еды, приносим в жертву Богу. И Господь принимает это как дар и радуется нашей жертве.

   То же самое можно сказать и о ладане, который изготавливается из древесной смолы. Дерево нужно человеку, а смола, истекающая из него, – нет. И мы приносим ее Богу в жертву, в знак любви и благоговения.

   Огонек свечи – это напоминание о свете в наше темное время; о свете, который необходимо иметь, беречь и передавать другим. Свеча символизирует также наши светлые помыслы, чистые мысли, чистый ум, – ту чистоту и ясность, которой мы должны обладать. «Так же, как тает свеча, пусть тают и мои пороки, мои страсти, – говорим мы. – И так же внезапно, как огарок убирается с подсвечника, Господь «уберет» и меня. Моя земная жизнь так же внезапно погаснет однажды».

   Некоторые специально смотрят, продолжает ли их свеча гореть или ее уже убрали. Это неважно. Что нужно, мы сделали – поставили свечку, принесли жертву Богу. Важно другое: горит ли этот огонек в нашем сердце. И продолжит ли гореть после Божественной литургии, освещая всю нашу жизнь.

   Как бы долго ни стояла твоя свеча на подсвечнике – если в тебе не горит огонь веры и благоговения перед Богом, все остальное превращается в пустую формальность.

   Когда ставишь свечку, хорошо молиться. И конечно, не нужно стараться поставить как можно больше свечей – ведь дело не в количестве, а в том, насколько горяча наша вера, насколько сердце участвует в том, что мы делаем. Один человек может поставить всего одну свечу за живых и одну за усопших, и эти две свечи трогают сердце Господа.

   Другой же ставит больше свечек – и Бог так же тронут. А кто-то зажигает целый пук свечей – и никакого результата. Здесь все делают по-разному, в зависимости от того, что человек чувствует. Пусть наша молитва при этом будет такой: «Господи Иисусе Христе, помилуй раба Твоего!», или: «Упокой души рабов Твоих» – в зависимости от того, живы или умерли те, о ком мы молимся.

   Так же хорошо будет, если, войдя в храм и поставив свечи, мы найдем себе место, где в продолжение всей Божественной литургии будем сосредоточенно молиться. У некоторых входит в привычку разговаривать во время литургии – а это очень серьезный грех. Преподобный Серафим Саровский учит: «Пребывая на литургии, все время, пока ты в храме, твори про себя Иисусову молитву». Больше ничего. Можно молиться и другими словами. «Господи Иисусе Христе, помилуй меня. Я вхожу в Твой храм, и сейчас все постороннее меня не интересует». Разговоры, дела – все это будет потом, когда выйдем из храма.

 

А умом где ты была на литургии?

   Когда я был маленьким, старец Иаков ввел меня в алтарь (это было в Эвбее в 1970 году) и сказал:

   – Дитя мое, сейчас ты увидишь, как трудно мне служить Божественную литургию, когда бесы изо всех сил стараются рассеять мое внимание, скручивают меня веревками, которые вижу только я, делают так, чтобы я споткнулся и не мог сосредоточиться на молитве. Но каждый раз, когда это происходит, я молюсь святому Давиду Эвбейскому, и он приходит ко мне и садится рядом. В эти моменты я отхожу от Престола, а люди не понимают, что происходит, почему я так делаю. Но как можно, дитя мое, продолжать служить, когда рядом святой Давид?

   Помню, этот рассказ произвел на меня большое впечатление, не забываю я его и до сих пор.

   Так же и святой Николай Планас при совершении Божественной литургии видел, кто из присутствующих в храме действительно находится на литургии, а кто – нет. Можно телесно присутствовать в храме, а душой находиться в другом месте. И святой Николай это видел. Видел, как большинство людей заняты исключительно какими-то предметами в храме – мебелью, иконостасом, – или тем, что происходит в алтаре. А кроме того, ему была открыта душа каждого, кто молился; видел он и ангелов, и демонов, и даже Самого Господа.

   Как-то раз святой Николай совершал каждение во время службы – может быть, вы слышали об этом случае. Итак, он покадил перед одной женщиной, потом покадил рядом с ней, где никого не было, потом прошел мимо другой женщины, не покадив, и продолжил дальше. Когда литургия закончилась, эта вторая женщина подошла к нему расстроенная и сказала:

   – Отче, ты, наверное, нарочно так сделал: покадил перед всеми, кроме меня. Даже то место, где никого не было, ты покадил, а меня – нет. Почему ты так сделал?

   И святой Николай ответил:

   – Дитя мое, я не видел тебя на Божественной литургии. Правда. Ты была?

   – Отче, да как же я не была! Я тебе говорю о том, что сейчас, на литургии, случилось.

   – А скажи, умом где ты была? Не с твоими козочками?

   Все это происходило давным-давно, когда в Плаке, самом старом районе Афин, где служил святой Николай, люди держали домашний скот. И вот эта женщина, стоя в храме, думала про своих коз: как они пасутся, что нужно будет делать с ними вечером и тому подобное.

   И она сказала святому Николаю:

   – А, да, когда ты проходил мимо, я немножко про них подумала.

   – Вот потому я тебя и не увидел, – ответил ей святой.

   – Ну, хорошо, а почему ты покадил пустое место рядом со мной?

   – На этом месте обычно молится твоя соседка (тут святой назвал имя). Сегодня она дома, лежит больная и думает: «Если бы я могла сейчас попасть на литургию! Как было бы хорошо!» И я ясно увидел ее на этом месте – как если бы она и вправду была с нами.

 

В момент богослужения священник – другой человек

   Этот случай и нас заставляет задуматься. Бог все видит – и когда мы в храме, тоже. А мы-то думаем, что Он не видит ничего. Неужели? От людей мы, люди, можем спрятаться, а от Бога – нет, даже в храме, даже на литургии. Снова приведу слова преподобного Серафима Саровского: когда во время литургии мы смотрим на икону, или на лампады, или на священника – делать это следует, сосредотачиваясь не на том, что мы видим, а на своих душевных переживаниях, мыслях, которые появляются при виде священника или иконы.

   И смотреть на священника во время литургии следует с благоговением и уважением. Это относится и к нам самим, священникам, и к вам, мирянам. Священнику во время богослужения – уважение, благоговение и любовь. Потому что в этот момент священник – другой человек; не тот, кто в течение недели может водить машину, ходить по магазинам, отвозить детей в школу.

   В момент Божественной литургии он – нечто иное. Он – словно ангел. По сути, Сам Господь совершает литургию. Вспомним слова из богослужения: «Ты Тот, Кто приносит и Кого приносят, Тот, Кто приемлет, и Тот, Кого раздают».

   Я, священник, видимо совершаю Божественную литургию, но через меня ее совершает Христос. Потому священник и служит литургию в полном облачении: его облачение – это одеяние Христа; и именно так мы все будем одеты в жизни вечной.

   Поэтому, каким бы человеком ни был священник, будем относиться к нему с большим благоговением и уважением. Ведь как бы вы все ни молились, хлеб и вино не претворятся в Тело и Кровь. А от молитвы одного лишь священника, каким бы грешником он ни был, – претворятся. Только за одно это священника следует уважать и любить.

 

«Как мы, ангелы, можем поправлять священника»

   Как-то я читал историю про одного священника. Он был человеком святой жизни и даже видел ангелов, когда служил литургию. Но по своей простоте он допускал ошибку в одной ектении.

   Однажды на храмовый праздник к нему приехал архиерей. Он услышал, что батюшка произносит ектению с ошибкой, и сказал:

   – Отче, ты не так говоришь. Смотри, как надо, – и поправил его.

   – Ваше высокопреосвященство, простите! Я не знал!

   Архиерей уехал. И когда в следующий раз этот священник служил литургию, он снова увидел ангелов. В этот раз он произнес все правильно, и ангелы обрадовались и сказали ему:

   – Отче, молодец! Ты так замечательно сказал сейчас ектению – как надо!

   – Ангелы святые, – обратился к ним батюшка, – я столько времени вижу вас на богослужениях, столько раз вы приходили ко мне и ни разу ничего не сказали о моей ошибке! Только владыка указал мне на нее.

Тогда один из ангелов сказал в ответ:

   – Отче, как мы, ангелы, можем поправлять священника? Разве у нас есть такое право – указывать священнику на ошибку? Нет, это не в нашей власти.

   Мне очень понравился этот рассказ. А мы что делаем? Да каждый, выходя из храма, тут же начинает всех обсуждать, комментировать, делать замечания… Поэтому священник и прячет лицо – например, во время Малого входа, когда появляется на амвоне с Евангелием в руках. Он держит Евангелие так, чтобы видеть Одного Христа. Ведь Евангелие – это слова Христовы.

   А когда мы выходим на Великий вход, то держим перед собой Святые Дары. Почему? Тем самым священник словно говорит молящимся: «Не смотрите на меня, не смотрите на мое лицо, не смотрите, как я иду, – смотрите на Господа». Потому и поется в этот момент: «Царя всех подымем». Потому что перед нами – Сам Господь, Иисус Христос. Это Он идет, Он – говорит, Он приносит Себя в жертву, Он – всё во всех.

   Это очень важный момент, когда священник поворачивается к молящимся и благословляет их, говоря «Мир всем» (или какие-то другие слова). Преподобный Исидор Пелусиот учит, что это благословение – благословение Самого Христа.

   Когда священник благословляет – тебя благословляет рука Христа. Потому что это последнее, что Он сделал, находясь на земле.

   Что вы нарисуете, если вам предложат изобразить последние секунды пребывания Христа на земле? Вознесение, и при этом – Христос благословляет Своих учеников. Вы изобразите благословение.

   Вот почему в тот момент, когда священник благословляет молящихся, их благословляет Христос. Вот почему в этот момент мы наклоняем голову: тем самым мы подтверждаем свое желание получить благословение от Христа, чтобы оно проникло к нам в душу, ощутить его всем сердцем.

 

Какой свет увидел турок Ахмед

   Из жития святого Ахмеда (турка, принявшего христианство и позднее – мученическую смерть за Христа) мы знаем, что когда он впервые попал на богослужение в православной церкви, еще не будучи христианином, то увидел, как от пальцев Патриарха изошли лучи, осветив молящихся – всех, кроме него, Ахмеда. И когда литургия закончилась, он подошел к Патриарху и спросил его:

   – Почему, отче, когда ты благословлял народ, свет воссиял над всеми, кроме меня?

   И Патриарх ответил:

   – Потому, дитя мое, что ты некрещеный, не христианин.

   – Тогда я тоже хочу быть христианином, хочу креститься, чтобы этот свет осветил и меня, мое сердце! Ведь я видел его! А ты, отче, тоже видишь этот свет?

   – Дитя мое, Бог сподобил тебя увидеть этот свет, чтобы твоя душа изменилась. Я его не видел. А то, что увидел ты, – твой личный опыт и истинное свидетельство.

   И святой Ахмед стал христианином, а затем исповедал свою веру и принял мученическую смерть за Христа. Теперь мы почитаем его в лике святых – турка, в прошлом мусульманина.

 

Если он праведник, а ты его осуждаешь, то сгоришь

   Все это я говорю вам для того, чтобы время от времени мы не забывались и не обсуждали священников во время литургии, а относились к ним с любовью, уважением и благоговением.

   Священники – тоже люди. Нам совсем не просто сосредоточиться во время богослужения, мы прилагаем для этого усилия. Знаете пример с угольком? Священник – как уголек, который лучше не трогать. Почему? Если уголек горячий, он обожжет, а если холодный – испачкает. Так же и священник: если он праведник, а ты его осуждаешь, то сгоришь; а если он действительно достоин осуждения – то просто испачкаешься. Не твое дело судить священнослужителей.

   К одному подвижнику в скит приходил священник – служить Божественную литургию. И вот однажды кто-то сказал этому подвижнику: «Ты вот приглашаешь его у тебя служить, а знаешь, что он наделал? То-то и то-то!» – «Правда? – возмутился подвижник. – Всё, больше не буду его звать! Я-то думал, он – праведник!» И вот, когда священник пришел в скит и постучал в ворота, подвижник ему не открыл. Расстроенный, священник ушел.

   А через некоторое время подвижник увидел сон: у золотого колодца стоит прокаженный и черпает воду. Золотым было и ведро, и ковш, даже цепь. И вот прокаженный говорит подвижнику: «Пей!» – «Ну нет! – отвечает подвижник. – Из рук прокаженного я пить не буду». И тогда он услышал голос Бога, который спросил его: «Дитя Мое, почему ты не пьешь?» – «Но этот человек – прокаженный!» – ответил подвижник. – «Разве ты не видишь – он только черпает воду! Колодец – из золота, ведро – тоже. Он не предлагает тебе ничего своего! Так и священник: он ничего не дает от себя, даже если болен проказой. Тебе всё дает Господь, Который чист и непорочен». Так ответил Бог тому подвижнику.

 

Каждение во время литургии символизирует молитву

   Святое Причастие – это уникальное чудо, независимо от того, какой священник причащает.

   Какой бы священник ни причащал, к кому бы мы ни встали в очередь на Причастие – все равно мы соединяемся со Христом, Который Один и Тот же.

   Конечно, если служит несколько священников и один из них – твой духовник, желание причаститься именно у него понятно: это благоговение перед духовным отцом, любовь к нему. Но это не значит, что в разных Чашах – разное Причастие.

   Каждение во время литургии символизирует молитву верующих. В Откровении говорится об ангелах, которые собирают молитвы христиан и относят их к Богу. Как поется на вечерне: «Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою». Молитва – это ладан, аромат которого возносится на Небо.

   Когда меня рукополагали, владыка привел мне прекрасный пример про ладан и угольки в кадиле. Он сказал: «Отче, сейчас ты – ароматный ладан. Вспомни, как пахнет ладан, привезенный с Афона, – он благоухает. Но чтобы это благоухание распространилось, – продолжил владыка, – необходимо поместить его на горящий уголек. Так и в жизни: для того, чтобы наша душа начала благоухать подобно ладану, нужно пройти через огонь испытаний и искушений. Для того и попускает их Бог – чтобы ладан начал благоухать, чтобы заблагоухала молитва, благодать Святого Духа. Ведь уголь – это огнь Божества, Которое вошло в утробу Пресвятой Богородицы, не опалив Ее. И кадило символизирует именно утробу Божией Матери. Уголь – это Божество, а ладан – благоухание Святого Духа. Которое распространилось по всему миру».

   Да, существуют такие символичные толкования. Их приводят и святые отцы. При этом литургия – не символичное событие. Это событие истинное, реальное. Толкования просто помогают нашей душе постичь смысл Таинства, поэтому ничего плохого здесь нет.

   И когда совершается каждение, Церковь словно говорит каждому из нас: «Ты – образ Божий. Принимаешь ли ты это?» И мы наклоняем голову, признавая себя образом Божиим, сотворенным по подобию Божию. Изначально, по уставу, каждение совершается лишь перед иконами, но так как мы тоже несем в себе Божественный отпечаток, священник кадит и перед нами.

 

На иконе пред нами – человек-победитель

   Во время литургии освящается наше зрение – когда мы смотрим на иконы, священников или тех, кто благоговейно молится рядом; освящается осязание и слух. И когда смотришь на икону, важно понимать не то, в какой технике она выполнена, кто автор, какого она времени, какой школы – критской, византийской и т.д. Важно понимать, чтó нам может сказать святой, который здесь изображен. Ведь пред нами – человек-победитель. Он победил мир, его ценности, победил свои страхи и страсти, и теперь он – святой. Значит, и у меня есть шанс, я не один в этом мире.

   Я смотрю на иконы святых мучениц Марины, Параскевы, святого апостола Андрея и стараюсь подражать им в своей жизни. Это очень утешает и поддерживает. Потому у нас в Церкви и есть иконы – чтобы мы получали утешение и вдохновение в житейской борьбе, укреплялись в вере.

   Знаете, как болгары стали христианами? Благодаря иконе. Святой Мефодий показал царю Борису икону Страшного суда, которая просто поразила болгарского правителя. Увидев Страшный суд, он был так потрясен, что пожелал немедленно принять христианство и крестить весь болгарский народ.

   А старец Порфирий (Кавсокаливит), когда ехал однажды в чьем-то автомобиле, увидел на переднем стекле небольшую иконку. Она вовсе не была произведением искусства – просто хорошая икона. И старец сказал:

   – Эта маленькая икона написана с большой молитвой.

   Он не знал автора этой иконы, но увидел главное – потому что иконы изливают на наши души благодать. Есть иконы, на которые хочется смотреть снова и снова, потому что они трогают сердце и будто пробуждают что-то в нашей душе. И это – великая тайна Божественной благодати, которая проникает даже в природу и неодушевленные предметы, окружающие нас.

 

Когда священник вынимает частицы, в них действительно – вся наша жизнь

   В церкви освящается наш слух – мы слушаем святое Евангелие. Это величайшая милость к нам, потому что при чтении Евангелия очищается ум, врачуются страсти, услаждается сердце и прибавляются силы. Подумать только: для того, чтобы обрести слово Божие, не надо потеть, корпеть, рыть землю. Всё уже готово. Это – дар. Великий дар – слышать слово Божие. Великий дар – Евангелие в каждом доме. А приходим в храм – и там звучит слово Божие. Потому и говорится: «Рече Господь», т.е. «Сказал Господь». И мы слушаем о жизни Господа Иисуса Христа, слушаем Его слова, проникающие в душу.

   Что в алтаре находится на Святом Престоле? Только Чаша и Евангелие. Только Сам Христос. И очень хорошо поступают те, кто накануне вечером смотрит евангельский текст, который будет звучать на литургии. Потому что во время богослужения картина меняется очень быстро, и на то, чтобы как следует вникнуть в евангельский текст, не остается времени. Поэтому хорошо подготовиться заранее.

   Хотелось бы посоветовать вам, а в первую очередь – самому себе, во время Херувимской песни не думать ни о чем, кроме Христа и предстоящей страшной Жертвы во время Евхаристии.

   В этот час мы уподобляемся Херувимам и Серафимам, поэтому и наши чувства, наши мысли должны быть только о Христе, Который готовится принести Себя в жертву. Пусть именно это на данный момент будет нашей целью, желанием и стремлением.

   Поэтому в ектении, которая звучит после чтения Евангелия, и говорится: «Рцем (т.е. скажем) вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем». То есть будем думать всем сердцем и душой о Таинстве, которое вот-вот произойдет. Как говорил блаженный старец Иаков Цаликис: «Если бы мы смогли увидеть, что происходит во время Божественной литургии, то выбежали бы вон из храма – от страха. И больше не вошли». Миллионы ангелов и архангелов обступают в эти мгновения храм, а мы, ничего не понимая, думаем, что находимся в самом обычном месте, где просто собрались для молитвы вместе с другими людьми. А Христос в этот час входит в святой город, чтобы принести Себя в жертву. Входит в сопровождении множества ангелов, держа в руках нашу жизнь.

   Когда священник выходит на солею с дискосом, на дискосе находится Агнец, центральная часть Агничной просфоры, а рядом лежат вынутые частицы – в память Пресвятой Богородицы, ангельских чинов, всех святых и святого, чей день сегодня празднуется. А перед Агнцем, перед той частью просфоры, которая скоро станет Телом Христовым, лежат частицы, вынутые за живых и усопших. То есть когда священник вынимает эти частицы, в них действительно – вся наша жизнь. В этих крошках – вся наша жизнь, со всеми проблемами, жизнь всех людей.

   После этого священник уносит дискос обратно в алтарь. Таким образом мы словно говорим: «Господи, я взял в свои руки мир и теперь возвращаю его Тебе для освящения». И Господь принимает дар, который мы Ему предлагаем, а нам дает самое драгоценное из всего, что может дать, – Своего Сына. Снова и снова Бог приходит на землю, Дары претворяются в Тело и Кровь Христовы, а мы вкушаем Святое Причастие.

 

   Источник: http://www.pravmir.ru/arhimandrit-andrey-konanos-hleb-i-vino-pretvoryatsya-v-telo-i-krov-kakim-byi-greshnikom-ni-byil-svyashhennik/

Донская колыбельная

Донская колыбельная

 

Автор: протоиерей Андрей Алексеев

 

Вот прохладою с Дона повеяло,

Камышом в плавнях ветер шумит…

Где-то полночь кукушка отмерила,

Мать-казачка над люлькой не спит.

 

Из окна в высоту беспредельную

Голос нежный с любовью летит –

Мать сыночку поёт колыбельную,

Пред иконой лампадка горит.

 

На стене наградное оружие

Государево имя хранит.

Фотография деда-хорунжего,

Крест Георгия кровью омыт.

 

Что в той песне праправнучки дедовой?

В ней источник водицы живой.

Это повесть о том, как с победою

Казаки возвращались домой.

 

Эта песня такая отрадная,

О земле и о небе в ней весть…

Пой, казачка моя ненаглядная,

Пой про Дон, пой про доблесть и честь.

 

Пой про степь, знойным солнцем согретую…

Кони ржут, закусив удила!

Пой про Деву Марию Всепетую,

Что Спасителя нам родила.

 

Пой, родная, про самое главное,

И я сердцем тебе подпою.

Пой, казачья душа православная,

Пой про русскую землю мою.

Пой, казачья душа православная,

Пой про веру святую свою.

 

Истичник: http://www.dmdonskoy.ru/node/4274

Инопланетяне это демоны: неожиданное признание НАСА

   Фильм «Заговор сатаны»: https://my.mail.ru/mail/giwaqo/video/311/22037.html

   Фильм этот интересен тем, что учёные мужи в этом фильме открыто исповедуют себя сатанистами, друзьями инопланетянина Люцифера. Весь этот фильм снят, как апология сатане. Желаю вдумчивого просмотра с чётких христианских позиций, так как, чтобы победить врага -  нужно знать его коварство и демоническую природу. <iframe src='https://my.mail.ru/video/embed/240487691488089621' width='626' height='367' frameborder='0' scrolling='no' webkitallowfullscreen mozallowfullscreen allowfullscreen></iframe>

 

Инопланетяне это демоны: неожиданное признание НАСА

 

   Текст: Don't Panic, 15 мая 2018

 

   Пришельцы на самом деле демоны? Звучит, как полный бред, но Пентагон и официальные представители Конгресса всерьез опасались того, что НЛО окажутся работой дьявольских рук.

   Об этом рассказал в большом интервью CNN Луис Элизондо, экс-директор одного из секретных департаментов Пентагона. До октября прошлого года именно он возглавлял правительственную программу по исследованию потенциальных угроз НЛО.

   Бывший член Программы расширенной аэрокосмической идентификации утверждает, что несколько высокопоставленных чиновников подорвали его работу, поскольку боялись того, что неопознанные летающие объекты имеют «демоническое» или «божественное» происхождение.

   Расследование самого существования НЛО оказывается невозможным, поскольку идет вразрез с верой высокопоставленных членов Конгресса США: либо ты веришь в Бога, либо в существование внеземной жизни. Есть и третий вариант — даже некоторые вояки из Пентагона уверены, что НЛО и инопланетяне представляют собой проявления демонической сущности.

   Многочисленные сторонники теорий заговора уверены, что Америка сознательно проводит вброс информации о существовании НЛО. Таким образом готовится почва для официального признания инопланетной жизни.

 

   Источник: http://dnpmag.com/2018/05/14/inoplanetyane-eto-demony-neozhidannoe-priznanie-nasa/

 

Митрополит Иларион: За уже почти тысячелетнюю историю раздельного существования у нас накопилось очень много противоречий и разногласий с католиками

В.Нестеренко, картина «Избавление от Смуты», фрагмент

 

Митрополит Иларион: За уже почти тысячелетнюю историю раздельного существования у нас накопилось очень много противоречий и разногласий с католиками


   Текст: Электронное периодическое издание «Радонеж.ру», 03.05.2018


   Глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Иларион не согласен с теми, кто считает, что Православная и Католическая церкви в конце концов преодолеют свое историческое разделение, сообщает "Интерфакс-Религия".

   "Несмотря на то, что основы нашей веры одинаковые и Символ веры у нас почти одинаковый, у католиков иное представление об исхождении Святого Духа - это во-первых. А во-вторых, за уже почти тысячелетнюю историю раздельного существования у нас накопилось очень много противоречий и разногласий", - сказал митрополит в эфире программы "Церковь и мир" на телеканале "Россия-24", комментируя недавнее заявление патриарха Константинопольского Варфоломея о неизбежности объединения двух ветвей христианства.

   Иерарх отметил, что некоторые лица, в Католической церкви признанные святыми, в Русской православной церкви считаются еретиками или гонителями православия.

   "Католики говорят о возможной канонизации кардинала Степинаца. Этот кардинал был хорватом, в Католической церкви он почитается как святой. Но, по мнению Сербской православной церкви, в годы Второй мировой войны кардинал прямым и непосредственным образом участвовал в геноциде сербов", - заметил архиерей.

   Митрополит Иларион привел и ряд других аргументов, показывающих, почему объединение Церквей в обозримой перспективе не предвидится. В их числе - многократные попытки навязывания православным унии, которые предпринимали католики во времена крестовых походов, а также современная активная антиправославная деятельность униатов на Украине.


   Источник: http://radonezh.ru/

Русский текст к песне Леонардо Коэна "Аллилуйя!"

Музыка Леонарда Коэна, русский текст протоиерея Андрея Алексеева. Аллилуйа. Хор Сретенской духовной семинарии. Солист Валентин Василовский, регент диакон Александр Амерханов. Концерт в рамках Пасхального Фестиваля, Московский пансионат для ветеранов труда, май 2018.

 

Русский текст к песне Леонардо Коэна "Аллилуйя!"

 

Автор: Протоиерей Андрей Алексеев

 

Взывает к Богу царь Давид.

Господь к нему благоволит,

Псалтирь звучит, сердца людей волнуя...

И льётся музыки река -

Печаль и радость на века,

Душа творит молитву: "Аллилуйя!"

 

Поэт, и царь, и страсти раб -

Однажды в вере ты ослаб

И согрешил, приняв жену чужую.

Лукавства путь - украсть, убить,

И в сердце с Небом рвётся нить,

И как теперь воскликнуть "Аллилуйя!"

 

Ты бездну адскую познал,

Благословенье утерял

И имя Божье призывал, несчастный, всуе...

В душе своей искал ты свет -

Но света нет и мира нет.

Ты в покаянье плакал: "Аллилуйя!"

 

Как жить, чтоб душу нам спасти

И Рай небесный обрести,

Хваля Творца и в радости ликуя?

Когда последний день придёт

И Бог на суд нас призовёт,

Дай, Боже, спеть с надеждой "Аллилуйя!"

Дай спеть нам всем с надеждой "Аллилуйя!"

 

© Протоиерей Андрей Алексеев

 

 

IV Фестиваль воскресных школ г. Москвы. 30 апреля 2018 года. Вокально-хореографический ансамбль "Восход" воскресной школы храма святого князя Димитрия Донского в Северном Бутове исполняет композицию "Аллилуйя". Музыка Л. Коэна, аранжировка В. Пирского. Русский текст протоиерея А. Алексеева.

В мае 45-го. Освобождение Праги

В мае 45-го. Освобождение Праги

   Во всем мире уже радовались капитуляции Германии и окончанию войны, а в столице и других районах Чехии еще погибали советские солдаты.

   Освобождение Праги и Чехии - последняя крупная операция Второй мировой войны в Европе. В последние годы вокруг этих событий ходит множество слухов и мифов, а вопрос о том, кто на самом деле освободил Прагу, то и дело будоражит общественное мнение.

   В фильме представлены рассказы советских солдат и офицеров, которые воевали в Праге и Чехии, в том числе и после того, как была подписана капитуляция Германии. Зрители узнают о политико-дипломатических интригах вокруг Пражской операции и ходе восстания в городе против оккупантов, поддержать которое спешила Красная Армия.

Мы никогда не будем каяться за нашу Великую Победу


   Андрей Медведев на своей странице в соцсети опубликовал свою версию выступления в Бундестаге в том случае, если бы он был на месте школьника из Нового Уренгоя Николая Десятниченко.

 

Мы никогда не будем каяться за нашу Великую Победу


   Автор: Андрей Медведев, журналист ВГТРК, ведущий программы «Специальный корреспондент».

 

   Уважаемые депутаты. Сегодня я увидел чудо. И это чудо называется Германия. Я шел к вам и смотрел на красивые берлинские улицы, на людей, на замечательные памятники архитектуры, и теперь я стою тут, и смотрю на вас. И я понимаю, что всё это чудо. Что вы все родились на свет и живете в Германии. Почему я так думаю?

 

   Потому что, учитывая то, что ваши солдаты сделали у нас, на оккупированных территориях, бойцы Красной Армии имели полное моральное право уничтожить весь немецкий народ. Оставить на месте Германии выжженное поле, руины и только параграфы учебников напоминали бы о том, что была когда-то такая страна.

 

   Вы вероятно не помните всех подробностей оккупации, но это и не нужно. Я просто напомню вам о том, что солдаты Вермахта и СС делали с советскими детьми. Их расстреливали. Часто на глазах у родителей. Или наоборот, сначала стреляли в папу с мамой, а потом в детей. Ваши солдаты насиловали детей. Детей сжигали заживо. Отправляли в концлагеря. Где у них забирали кровь, чтобы делать сыворотку для ваших солдат. Детей морили голодом. Детей жрали насмерть ваши овчарки. Детей использовали в качестве мишеней. Детей зверски пытали просто для развлечения.

 

   Или вот вам два примера. Офицеру вермахта мешал спать младенец, он взял его за ногу и разбил его голову об угол печки. Ваши летчики на станции Лычково разбомбили эшелон, на котором пытались вывезти детей в тыл, и потом ваши асы гонялись за перепуганными малышами, расстреливая их в голом поле. Было убито две тысячи детей.

 

   Только за одно то, что вы делали с детьми, повторюсь, Красная Армия могла уничтожить Германию полностью с ее жителями. Имела полное моральное право. Но не сделала. Жалею ли я об этом? Конечно нет. Я преклоняюсь перед стальной волей моих предков, которые нашли в себе какие-то невероятные силы, чтобы не стать такими же скотами, какими были солдаты Вермахта. На пряжках немецких солдат писалось «С нами Бог». Но они были порождением ада и несли ад на нашу землю. Солдаты Красной Армии были комсомольцами и коммунистами, но советские люди оказались куда большими христианами, чем жители просвещенной религиозной Европы. И не стали мстить. Смогли понять, что адом ад не победить.

 

   Вам не стоит просить у нас прощения, ведь лично вы ни в чем не виноваты. Вы не можете отвечать за своих дедов и прадедов. И потом, прощает только Господь. Но я скажу честно – для меня немцы навсегда чужой, чуждый народ. Это не потому что лично вы плохие. Это во мне кричит боль сожженных Вермахтом детей. И вам придется принять, что как минимум еще моё поколение — для которого память о войне это награды деда, его шрамы, его фронтовые друзья — будет воспринимать вас так. Что будет потом, я не знаю. Возможно, после нас придут манкурты которые все забудут. И мы многое для этого сделали, мы много что потеряли сами, но я надеюсь, что еще не все потеряно для России.

 

   Нам конечно нужно сотрудничать. Русским и немцам. Нужно вместе решать проблемы. Бороться с ИГИЛ и строить газопроводы. Но вам придется принять один факт: мы никогда не будем каяться за нашу Великую эту войну. И тем более за Победу. И тем более перед вами. Во всяком случае, повторюсь, моё поколение.

 

   Потому что мы тогда спасли не только себя. Мы спасли вас от вас самих. И я даже не знаю, что важнее.

 

   Источник: https://politikus.ru/articles/101800-andrey-medvedev-my-nikogda-ne-budem-kayatsya-za-nashu-velikuyu-pobedu.html


   Статья о том, как Франц Егерштеттер отказался Гитлеру служить:

О том, который не стрелял

   Ещё статьи по теме:

Они пришли убивать

Не зовите меня в Бундестаг!

“Он сделал винтовкой жест: бегите!” Истории мира на войне

Главные военные преступления фашистов в Сталинграде