В предложенном здесь видео ярко видны элементы русской культуры дониконианского периода отечественной истории, который привел Русскую Православную Церковь к старобрядческому расколу, когда часть духовенства и мирян отказались принять реформу Патриарха Никона (1652-1666), осуществленную при поддержке царя Алексея Михайловича (1645-1676).
Реформа эта заключалась в исправлении богослужебных книг и некоторых изменениях в обрядах по греческому образцу. Например, в результате реформы двуперстное сложение пальцев при осенении крестным знамением заменялось троеперстным, двойное возглашение "аллилуйи" - тройным, хождение "по солнцу" вокруг крещальной купели - хождением против солнца, написание имени Исус - на Иисус и т.д.
Зато в среде старообрядцев были сохранены старые исконно русские традиции и обряды: речевая традиция, пение, духовные стихи, рукописные и старопечатные книги, иконы, утварь, облачения и т.д. Предложенное видео является наглядной иллюстрацией этого явления.
История старообрядчества – одна из самых трагических страниц в истории не только Русской Церкви, но и всего русского народа. Торопливая реформа патриарха Никона, проводившаяся с крайней жестокостью, разделила русский народ на два непримиримых лагеря. Противостояние усугублялось тем, что противников реформы пытками заставляли отречься от своих убеждений, морили голодом, сжигали заживо в срубах. Реформа привела к отпадению от Церкви миллионов верующих людей, почти 1/3 подданных Московского Царства.
Только через 300 лет, в 1971 году, Поместный Собор Русской Православной Церкви признал неправоту Московского Собора 1656 и Большого Московского Собора 1667 года, «узаконивших» раскол. Анафемы на приверженцев старых обрядов, произнесенные на этих соборах, были признаны «яко не бывшими», а сами старые обряды pавночестными с принятыми в Русской Православной Церкви.
Старообрядческий духовный стих
памяти боярыни Морозовой
Слова: Порфирий Шмаков, 1908 г.
Снег белый украсил светлицы,
дорогу покрыл пеленой.
По улице древней столицы
плетется лошадка рысцой.
На улице шум и смятенье,
Народ словно море шумит.
В санях, не страшась заключенья,
Боярыня гордо сидит.
Высоко поднявши десницу,
Под звон и бряцанье цепей,
Она оглашает столицу,
Правдивою речью своей.
Она не боится мученья,
И смело на пытку идет.
И к истине сердца влечение
Ей силу и бодрость дает.
Сменила пиры и палаты
На мрачный, сырой каземат.
Душа ея верой богата,
Ей правда дороже палат.
И верит она, не погибнет
Идея свободной мольбы,
Настанет пора, и воздвигнут
Ей памятник, вместо дыбы.