АРХИВ СТАТЕЙ

Жесты в православной иконографии

Изображение: https://icon.spbda.ru/wp-content/uploads/2017/02/x5-1024x683.jpg.pagespeed.ic.4CDBCO_ss3.jpg

 

Жесты в православной иконографии

 

Автор текста: иерей Дмитрий Юревич

Подбор иллюстраций: автор сайта

 

   <…> На живописных иконах XIX - начала XX веков пальцы правой руки Спасителя изображаются сложенными в так называемое священническое "имясловное" благословение, когда они изображают греческие буквы IC XC. Но если мы внимательно посмотрим на традиционную древнерусскую или византийскую икону, мы вовсе не найдем там имясловного благословения, а обнаружим, что правая рука Христова имеет несколько иной жест: большой палец соединен с малым средним (безымянным – прим. авт. сайта), а остальные разогнуты.

 

   Фото: https://i.pinimg.com/736x/ae/0d/16/ae0d1672fff01ae21c18ddafc0a05726--orthodox-icons-body-parts.jpg

 

   Обратившись к историческим данным, мы узнаем, что данный жест символизирует не благословение, а то, что Спаситель изображен в процессе произнесения речи, а именно - он благовествует Евангелие Царства Божия [2, 492]. Еще дохристианскими портретистами этот жест был введен для обозначения момента публичного выступления и был взят из тогдашней общественной практики. Уже у ассирийцев, египтян и индийцев имелся обычай посредством перстосложения передавать, что изображенные на картинах лица должны быть понимаемы именно говорящими [2, 492-1]. Позже традиция жестикуляции прослеживается и в культуре древнего Средиземноморья: греческие и римские ораторы, восходя на кафедру, приглашали слушателей к молчанию и вниманию, поднимая перстосложенную руку, и во время произнесения речи жестикулировали особым образом [2, 493].

 

   Лакулиса – шиваистский проповедник, сложивший пальцы правой руки в виде мудры «Окно мудрости». Индия. Декан. Государственный Эрмитаж, зал 370. Фото: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Lakulisa,_maestro_di_shiva,_forse_deccan,_VII-VIII_sec.JPG

 

   При́тхиви, или При́тхви, - в древнеиндийской мифологии богиня, олицетворяющая Землю. Фото: https://i.pinimg.com/originals/dd/7f/1d/dd7f1dfceade59c8551fdfd4f0ca27eb.jpg

 

   Она же. Фото: http://www.kunpendelek.ru/content/gallery/travels/mongolia/ulan-bator/slides/kyakhta-ulan-bator-2007_25.JPG


   Ифигения в Тавриде (сюжет из "Илиады" Гомера). Фреска из дома Трагического поэта в Помпеях, I в. н.э. Неаполь, Национальный музей. Рука язычницы Ифигении сложена в форме троеперстия. Интересно, что имел здесь в виду художник??? Фото: https://www.sirenen-und-heuler.de/wp-content/uploads/2017/06/neapel-tipps_001.jpg

 

   У Квинтилиана можно найти подробное объяснение наиболее употребимых ораторских жестов греко-римского мира. Например, соединение малого среднего пальца (безымянного – прим. авт. сайта) с большим, при котором остальные протягивались - то есть, тот жест, с которым изображен на иконах Спаситель - означал начало речи, а также сам процесс повествования, иногда - порицание или обвинение. Подгибание двух средних перстов под большой и протягивание остальных подразумевало активное начало речи. Подгибание всех перстов и распрямление указательного символизировало порицание или, собственно, указание. По записям Квинтиллиана и Апулея можно насчитать около десяти наиболее употребительных жестов у греко-римских ораторов [2, 493-1].


 

   Изображения взяты со страницы: http://iconandbook.ru/icon-workshop/materialy/hesti-na-ikonah/

 

   Спаситель, пророки, апостолы и святители изображаются с перстосложением рук в знак того, что они - лица проповедующие евангелие Царства Божия.

 

   До настоящего времени сохранились списки классических или языческих произведений, украшенных миниатюрами, на которых говорящие лица изображены с поднятыми перстосложенными руками. Например, творения Гомера в Миланской амбросианской библиотеке, "Энеида" Вергилия в Ватиканской библиотеке, труды Диоскорида, хранящиеся в Венской библиотеке. Кроме этого, известно употребление перстосложения рук как знак беседы и в нехристианских скульптурных произведениях, в частности древнегреческих [2, 494-495].

 

   Дворец Аида, фрагмент изображения на кратере, конец IV века до нашей эры. Источник: https://www.flickr.com/photos/carolemage/8956890919/sizes/c/in/photostream/

 

   Как следует из исторических памятников и источников, в христианской иконографии перстосложенные руки также символизировали процесс беседы. Спаситель, пророки, апостолы и святители изображаются с перстосложением рук в знак того, что они - лица проповедующие евангелие Царства Божия. Это подтверждает живший в VI веке Павел Силенциарий, в своем описании построенного императором Юстинианом собора св. Софии в Константинополе. Павел говорит об изображении Христа на одной из алтарных завес: "Он изображен протягивающим персты правой руки - в знак того, что Он вещает присноживой глагол, а в левой руке - имеющим книгу, которая содержит Божественные глаголы [т.е. Евангелие]" [2, 496].

 

   Христианские перстосложения применяются также в религиозных практиках буддизма и индуизма, где называются «мудра» - это яркий показатель того, что форма может быть одинаковой, а содержание абсолютно разным. Источник: https://www.bibhudevmisra.com/2017/11/yoga-mudras-in-orthodox-christian-art.html

 

   Важным свидетельством является написанный в IV или V веке отрывок Пятикнижия Моисея, хранящийся в Венской библиотеке. Он украшен 24 миниатюрами, иллюстрирующих текст Пятикнижия. На миниатюрах многие лица изображены с перстосложенными руками, причем в таких ситуациях, когда этот жест совершенно невозможно понимать в смысле благословения или моления - это было бы не просто несообразностью, но иногда даже кощунством [2, 497]. Например, с таким жестом изображен Исав, продающий первородство Иакову; Иосиф, рассказывающий сон братьям. На миниатюре, на которой Иосиф находится в темнице с хлебодаром и виночерпием, перед темницей изображены страж со своей женой: они обращены друг к другу с перстосложенными руками - ясно, что они разговаривают [2, 497-1]. На миниатюре, иллюстрирующей грехопадение Адама и Евы, над ними видна рука из облака, означающая, что Бог что-то говорит им, причем понятно, что Он не благословляет их за грехопадение, а обличает их в нем. Таким же образом написано изгнание Адама из рая [2, 497-2]. Другим свидетельством является греческая рукопись XII века, на миниатюрах которой имеется изображение говорящих лиц со следующим сложением пальцев рук: большой и большой средний соединены концами, малый средний прижат к ладони, а указательный и мизинец протянуты [2, 497].

 

   Двуперстие - перстосложение, которое прежде было жестом римского оратора. Источник: https://ruvera.ru/data/img/content/1409072440.90851869.jpg

 

   Знаменитый русский церковный историк Е. Голубинский, у которого я почерпнул часть фактологического материала для этого доклада, указывает, что рассмотренное значение перстосложения в иконографии сохранялось по крайней мере до половины XV века [2, 500]. Только с этого времени (а, может быть, и значительно раньше) в Русской Церкви простертая рука с традиционным двуперстием (большой, малый средний палец и мизинец соединены, указательный и большой средний отогнуты) начинает на иконах символизировать именно двуперстное благословение [2, 500]. Апологеты старообрядчества начала XVIII века выговские братья Денисовы в своей знаменитой книге "Поморские ответы" для обоснования древности и авторитетности двуперстия приводят большой перечень случаев, когда на древнерусских иконах двуперстие изображено уже в качестве благословляющего жеста [1].

 

   Богоматерь Оранта «Нерушимая Стена» из Софии Киевской. Фото: https://pbs.twimg.com/media/DfkfnF9WAAAcEgk.jpg:large

 

   При изложенном выше понимании символики перстосложенных рук возникает законный вопрос: а как же в таком случае на древних иконах изображался процесс молитвы? - В соответствии с церковной практикой древности, обычным жестом на молитве было воздеяние (т.е. поднятие) рук. Этот жест служил символом, или, лучше сказать, естественным внешним выражением пламенной и искренней внутренней молитвы. Святой апостол Павел, говоря об устроении церковной жизни молодых христианских общин, пишет в 1-м послании к Тимофею: "итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения" (1 Тим. 2:8). Наиболее ярким из сохранившихся и хорошо известных иконописных типов, отражающих подобную практику, является икона Божией Матери "Оранта" или "Знамение". Вообще, примерно до XV века воздеяние рук употреблялось на молитве как основной жест, а осенение себя крестным знамением было лишь сопроводительным действием в начале или по окончании руковоздеятельной молитвы [2, 500-501]. Так, например, изображены молящиеся в Месяцеслове императора Василия [2, 502-2].

 

   <…>

 

Использованная литература

 

  1. Братья Денисовы. Поморские ответы. Мануиловский Никольский монастырь, 1884.
  2. Голубинский Е. История Русской Церкви. Том II, 2-я пол. тома. М., 1911. - 616 с.
  3. Монахиня Иулиания (Соколова). Труд иконописца. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. - 224с.
  4. Пиз А. Язык телодвижений. М., 1996.
  5. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Б/м, Изд-во Зап.-Европ. Экзархата Моск. Патриархата, 1989. - 476с. 

   Фрагмент доклада «Психологический символизм жестов в христианской иконографии», прочитанного на Первых Покровских педагогических чтениях «Диалог отечественных светской и церковной традиций» в секции «Психология в свете православной традиции» (РГПУ им. А.И.Герцена, г. Санкт-Петербург, 13 октября 2000 года). Источник: http://www.k-istine.ru/base_faith/ikons/ikons_urevich.htm


   Именослóвное перстосложéние из книги «Скрижаль», напечатанной по благословению Патриарха Никона. Источник: Скрижаль. – М.: Печатный двор, 1656: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003343928#?page=462

 

   P.S. от автора сайта:

   Архим. Гавриил (Голосов) в книге, именуемой «Руководство по литургике или наука о православном богослужении, применительно к программе, изданной учебным комитетом для учеников Духовных Семинарий» говорит: «Как в Русской церкви слагали персты для благословения и было ли благословение особенное действие, отличное от крестного знамения, на эти вопросы можем отвечать, приводя одно свидетельство из четь-минеи, писанной в 15-м веке Митрополитом Макарием, Председателем Стоглавого собора. Там записано такого рода обстоятельство: «Фотий, Митрополит Московский, в начале 15-го столетия, обозревая Московские монастыри, зашел и в Симонову обитель. Осмотревши церкви и кельи, он осматривал затем хозяйственные постройки, зашел даже и в кухню. Здесь он увидел одного молодого инока спящим. Сопровождавшие Митрополита бросились было будить его, но Митрополит Фотий остановил их и пророчески сказал: «этот инок будет великим святителем в русской церкви». Это был Иона, впоследствии Митрополит Московский и всея России. Почему же Митрополит дал такое предсказание? Потому, как говорится в Степенной книге, что инок держал на голове свою руку согбенну, якоже благословляше ею». Отсюда можно заключить, что при Митрополите Фотии, в начале 15-го века, у нас для благословения употреблялось сложение перстов не то, какое употреблялось для крестного знамения. Иначе замечание, записанное в книге Митрополита Фотия об Ионе, было бы неуместно. Таким образом это свидетельство подтверждает ту мысль, что у нас на Руси перстосложение для различных действий было различно между собою, и благословение имянословное принадлежало только священнодействующим».

   Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/rukovodstvo-po-liturgike-ili-nauka-o-pravoslavnom-bogosluzhenii-primenitelno-k-programme-izdannoj-uchebnym-komitetom-dlja-uchenikov-duhovnyh-seminarij/4