АРХИВ СТАТЕЙ

Чин великого освящения воды

   Источник: https://foto.patriarchia.ru/news/patriarshee-sluzhenie-v-kreshchenskiy-sochelnik-v-khrame-khrista-spasitelya-goroda-moskvy-2019-01-18/

Чин великого освящения воды

Как правильно?

   Сравнивая текст Богослужебных указаний с существующей практикой, у меня всегда было недоумение о том, что «священник каждый раз благословляет воду рукой56, не погружая руку в воду57». А теперь посмотрим, как это делает Святейший Владыко. В Церкви всегда важна традиция и преемственность, и Святейший Владыко перенял их (традицию и преемственность) у Архиереев, ещё той старой школы… Почему в тексте Богослужебных указаний не отражается современная практика, выработанная веками Церковной жизни, освящённая подвигом новомучеников и усповедников Русской Церкви? Почему акцент делается на частное мнение литургистов (авторитетных литургистов), которые пытаются возродить не прижившиеся традиции древности?

 

   Богослужебные указания о Чине великого освящения воды: «По окончании тропарей диакон: «Премудрость», читаются три паримии, Апостол и Евангелие, произносится великая ектения с каждением и особыми прошениями, во время которой иерей тайно читает молитву: «Го́споди Иису́се Христе́, Единоро́дный Сы́не...». Если освящение воды совершается одним иереем (без диакона), он может прочитать тайную молитву во время паримий.

   По окончании ектении возгласа не положено, но непосредственно после того, как певцы пропоют заключительное: «Тебе, Господи», иерей возглашает: «Ве́лий еси, Господи…» (трижды) и читает молитву на освящение воды. При троекратном произнесении слов «Ты у́бо, Человеколю́бче Царю́…»55 священник каждый раз благословляет воду рукой56, не погружая руку в воду57. После тайной молитвы с преклонением главы и возгласа иерей крестообразно благословляет воду Честны́м Крестом, погружая его «пра́во» (ὄρθιον, то есть «прямо» – в прямом, а не в косвенном или горизонтальном положении), взяв Крест перстами обеих рук за концы поперечной перекладины58, в вертикальном положении низводит в воду и крестообразно возводит (т. е. как бы описывает нижней частью (подножием) Креста в воде две дуги, накрест положенные и концами вверх обращенные)59. При этом иерей поет тропарь, глас 1-й: «Во Иордане креща́ющуся Тебе, Господи…». Тропарь поется трижды, и совершаются три погружения Святого Креста в воду. По общепринятой практике, священнослужители поют только начало тропаря: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи», со слов же: «Тро́йческое яви́ся поклонение…» продолжают певцы. После этого предстоятель, держа Крест в левой руке, кропит крестообразно на четыре стороны (восток, запад, юг и север). <…>

55 См.: Минея-Январь. Ч. 1. С. 230. В архиерейском Чиновнике и в различных изданиях Требника начало этого стиха имеет другую редакцию: «Сам у́бо, Человеколю́бче Царю́…» (см.: Чино́вник архиерейского священнослужения. Кн. 2. С. 54; Требник [Большой]. М., 1884. СПб., 1995р. Л. 70 об.; Требник. В 2-х ч. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. Ч. 2. С. 53).

56 «И сие́ у́бо свяще́нник глаго́ля три́жды, и во́ду руко́ю благословля́ет на ки́йждо стих» (Минея-Январь. Ч. 1. С. 230).

57 См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 831.

58 «В уставе Московских Патриархов, при указании чина водоосвящения, совершенного в на́вечерие Богоявления в 1668 году Патриархом Паисием, замечено: а в освящении Патриарх погружал Крест, а погружал на восток, не обращая к себе» (Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 831).

59 См.: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К., 1913. М., 1993р. С. 22; Сильченков Н., свящ. Практическое руководство при совершении приходских треб. СПб., 1994п. С. 257» [Источник: http://www.patriarchia.ru/bu/2019-01-18/].

 

   Источник: https://foto.patriarchia.ru/news/patriarshee-sluzhenie-v-kreshchenskiy-sochelnik-v-khrame-khrista-spasitelya-goroda-moskvy-2019-01-18/

   



   Источник: https://foto.patriarchia.ru/news/patriarshee-sluzhenie-v-prazdnik-kreshcheniya-gospodnya-v-bogoyavlenskom-kafedralnom-sobore-goroda-moskvy-2019-01-19/



   Святейший Патриарх совершает освящение воды красиво и благоговейно!!! Не эту ли живую традицию нужно брать за образец для подражания?

іерей Μ.Θаворскій.