Фото © РИА Новости / Алексей Дружинин: https://ria.ru/world/20180816/1526632191.html
КЛУБОК СО ЗМЕЯМИ: Зачем Израиль подставил Россию в Сирии
Россию пытаются спровоцировать или унизить, при том, что мы не имеем права ни взорваться, ни унизиться.
Автор: Егор Холмогоров, сентябрь 2018
Трагедия российского самолета-разведчика Ил-20, ошибочно сбитого сирийскими ПВО во время налета израильских ВВС на военную инфраструктуру Сирии — горькая пилюля, которая должна бы заставить многих протрезветь.
За последние годы значительная часть наших граждан попала под воздействие собственной пропаганды — Россия стала гегемоном на Ближнем Востоке, после сбития Турцией нашего самолета Россия установила новейшие средства ПВО, так что ни один комар не пролетит, у берегов Сирии армада российских кораблей и ни одна акула не подплывет.
Весь этот барабанный бой сайтов-однодневок, порой распространяющих информацию, которую трудно охарактеризовать иначе чем «фейк-ньюс», фактически закрывал от нас гораздо более сложную реальность того, что происходит в Сирии и вокруг неё. Фактически на одной территории ведется сразу несколько войн.
Во-первых, это война законного сирийского правительства Башара Асада с террористами, которых в свое время так или иначе поддержали США, ЕС, Саудовская Аравия, Израиль, Турция и которые на 2015 год захватили большую часть территории Сирии, однако затем вмешались Россия и Иран, и сейчас террористические группы загнаны в небольшие анклавы.
Во-вторых, это война с Израилем движения ливанского шиитского «Хизбалла», оказавшегося неожиданно упорным и успешным врагом еврейского государства. «Хизбаллу» поддерживают Иран и Сирия, а пехотинцы «Хизбаллы», в свою очередь, вынесли на себе значительную часть тяжести сирийской войны, работая в качестве мобильной и фанатичной полевой пехоты.
В-третьих, это война США с ИГИЛ, которую американцы ведут с территории курдских формирований на севере Сирии, и, тем самым, оккупируют без всяких законных оснований часть сирийской территории.
В-четвертых, это война Турции с курдами на территории Сирии, которая тем симптоматичней, что будучи союзником США по НАТО (впрочем все более формальным) Турция воюет с поддержанными американцами курдами. А заодно прикрывает от Асада террористов в последнем крупном анклаве — Идлиб, прижатом к турецкой границе, и на днях Эрдоган добился от Путина согласия на то, что вместо занятия сирийцами Идлиба он будет демилитаризован — серьезная уступка с российской и сирийской стороны.
Турция в данном случае выступила как агент компромисса между Россией-Сирией-Ираном и Западом, - американцы и французы были очень недовольны готовившимся наступлением на Идлиб, означавшим, по сути, конец сирийской войны и безоговорочную победу Асада.
В адрес России раздавались истеричные угрозы, «Белые каски» лихорадочно снимали новые постановочные химические атаки, чтобы обвинить в них Асада, а американцы, британцы и французы грозились настоящим военным ответом на эти вымышленные атаки. Активизация скандала со Скрипалями также призвана была максимально стеснить положение России.
Мы пошли на компромисс и... были немедленно «вознаграждены» ударом в спину со стороны Израиля.
Израильские ВВС подставили наш самолет-разведчик под удар сирийских же ПВО, вооруженных нашими старыми комплексами С-200.
Что они вообще там делали? Они бомбили сирийскую инфраструктуру и инфраструктуру своего главного врага «Хизбаллы». Как это было возможно, ведь фейковые пропагандисты нас уверяли, что комар не пролетит?
На самом деле Россия фактически договорилась о невмешательстве в отношения Израиля и Сирии — израильтяне могли без нашего вмешательства бить по сирийцам, сирийцы — отстреливаться от израильтян — они этой игрой заняты уже 70 лет без передышки. Было время, когда на стороне сирийцев прямо сражались наши военные советники — в 1982 году в ходе Ливанской войны израильские ВВС полностью разгромили советско-сирийские силы ПВО в Ливане, сирийцы потеряли около 80 истребителей и большинство батарей ПВО.
В настоящее время в интересы России подобное противостояние с Израилем никак не входило, поэтому Путин и Нетаньяху договорились о взаимном предупреждении и невмешательстве, которое и действовало до тех пор, пока израильтяне не подставили российский разведчик.
Все попытки Израиля переложить вину на сирийцев совершенно безосновательны.
Да, особенность ПВО арабских союзников нашей страны всегда состояла в том, что они палят по всему «без разбора», и все это отлично знают. Поэтому начать атаку, не убедившись в безопасности неба для российской авиации, для израильтян было в любом случае безответственно. Они обязаны были перестраховаться.
Однако этого не сделали — потому, что уже оказанная услуга за услугу не считается — Россия уже не ввела бесполетную зону над всей Сирией, уже пообещала закрыть глаза на израильские провокации, так зачем быть с нею любезными?
К тому же не исключен и прямой американский след в этой провокации. Американцы готовят почву для того, чтобы нанести удар по Ирану, и для этого им желательно заставить Россию уйти из Сирии, перессорить Россию с сирийскими союзниками и с «Хизбаллой», накалить отношения РФ и Израиля, так чтобы диалог между ними прервался.
Новый советник Трампа по национальной безопасности Болтон — специалист старой школы, к тому же ставящий геополитические интересы Израиля во главу угла, едва ли не выше интересов Америки. Если все последние годы на полях мировой дипломатии процветал взаимный пиар друг на друге, то этот дядя с усами явно делает ставку на прямые действия, в которых сильные и менее уязвимые заставляют «отползти» более слабых и уязвимых, держащихся за счет пиара.
Именно как на такого «слабого» Болтон смотрит и на Россию.
Некоторые основания для такого мнения у него есть. Война в Сирии против Асада велась Западом руками местных или собранных со всего исламистского мира банд — и эти банды в какой-то момент почти загнали правительство в угол. В ситуацию вмешалась Россию и вместе с Ираном переломила ситуацию.
Наши солдаты совершили героические подвиги, пошли на серьезные жертвы — можем вспомнить сложившего голову за освобождение Пальмиры Александра Прохоренко или погибшего в том самом Идлибе, неприкосновенность которого так рьяно защищают и Запад и турки, Романа Филиппова. Мы в двух шагах от победы — за плечами Пальмира и Алеппо, Дэр-эз-Зор и Хама.
Но, справедливости ради, против нас сражались не американцы, не натовцы, даже не турки, а нанятые бандиты, возможности которых с российскими несопоставимы. При этом коммуникации нашей группировки в Сирии зависят от благорасположенности соседей Сирии — Турции и Ирака, сейчас Эрдоган наш партнер по диалогу, хоть и не всегда удобный, но что будет завтра.
А Ирак так и вовсе страна после американской оккупации. При этом американцы продолжают действовать непосредственно на территории Сирии, никого не спрашивая, а в Восточном Средиземноморье продолжается противостояние флотов.
По всей видимости политика Болтона направлена на обострение — если поставить русских на грань столкновения с первоклассным военным противником, как тот же Израиль, то, возможно, они еще сто раз подумают, действительно ли им нужны все эти игры в Сирии. А потому подталкивает ситуацию ближе к силовому варианту.
Иначе невозможно объяснить атаку Израиля непосредственно на Тартус, буквально в нескольких метрах от нашей военно-морской базы, и совсем рядом с нашей воздушной базой Хмеймим, что и привело к трагедии нашего «Ила».
Это игра с огнем совсем рядом с бочкой с порохом, - Россию пытаются спровоцировать или унизить, при том, что мы не имеем права ни взорваться, ни унизиться.
Какие из всего этого следуют выводы?
Прежде всего нам стоит перестать обманываться. Россия не стала главным игроком на Ближнем Востоке и не «держит масть». Наше вмешательство в Сирии привело к тому, что мы вообще вошли в игру, стали значимым фактором, с которым остальным пришлось считаться. Но слабых сторон и уязвимостей у нас немало — мы можем поддерживать Асада, договариваться с турками, сотрудничать с Ираном, заставлять считаться с собой Израиль и заставлять опасаться Америку.
Но «приказать» никому на Ближнем Востоке мы не можем, игра мускулами там реалистична только в определенных пределах, и пускать эти мускулы в ход против кого-то кроме бандитов было бы для нас не победой, а геополитическим поражением. Не дай нам Бог перевозбудиться от собственного телевизора и впасть в раж.
Соответственно, лучшее, что мы можем проявить в случае с явной подлостью Израиля (тем более, что мы понимаем, кто её заказчик) — это максимальная выдержка и максимально непрямой ответ.
Скажем, Израилю придется столкнуться с тем, что работа «Хизбаллы» на сопредельных с ним территориях станет гораздо легче, и сам он в значительной мере пожалеет о содеянном. Но все эти ответы — в долгую.
После сбития турками нашего самолета Россия выжидала и дождалась момента, когда смогла предупредить Эрдогана о готовящемся военном перевороте, и он превратился если не в друга, то во вменяемого партнера, а начальника турецких ВВС, отдавшего приказ об уничтожении нашего бомбардировщика, показывали с расквашенным службами безопасности лицом госизменника.
В Израиле военного переворота быть не может, но то, что однажды страна или хотя бы правительство попадут в сложную ситуацию, в которой кроме как небесплатная поддержка России вариантов не будет, - вполне возможно.
Но главное помнить, что, занявшись делами на Ближнем Востоке, мы реально запустили руки в клубок со змеями.
Какая и когда ужалит - предсказать не всегда возможно, и удара в спину нужно ждать ежесекундно и от кого угодно. Никто не рвется просто так признавать нашу лидирующую роль на Ближнем Востоке и при каждом удобном случае нас будут пытаться поставить на место.
Нужно ли вообще во всё это лезть? Нужно, поскольку позиции на Ближнем Востоке серьезно усиливают общий геополитический вес страны и являются средством, позволяющим ей легче реализовывать другие политические цели, имеющие для неё более прикладное значение.
Главное не запутаться и не перепутать средство и цели.